|
Материал
|
4 октября на журфаке МГУ открылся «Современный журфак». В рамках проекта Молодежной общественной палаты (МОП) практики медиарынка читают лекции, проводят семинары и мастер-классы в рамках отдельного спецсеминара «Современная индустрия медиаконтента в России: мнения практиков».
История проекта началась весной этого года, когда в Москве полным ходом шла подготовка к Всемирному газетному конгрессу, который проводился в России впервые за почти 60 лет. Тогда и решили: проект запустить осенью, в новом учебном году. Заручились поддержкой нескольких молодых, но именитых журналистов и медиаменеджеров. Они согласились практически сразу, видя очевидную пользу и для себя, и для журфаковцев.
Ожидая увидеть многочисленных студентов, желающих приобщиться к миру современных российских СМИ, в день презентации потенциальные работодатели увидели в аудитории… семь человек. Надо признать, что спецсеминар как-то особенно не продвигался, здание на Моховой не пестрело приглашениями посетить уникальные по своей природе семинары, но чтобы так!
Такая странная ситуация складывается не только на этом семинаре. Вот и Леонид Бершидский, главный редактор журнала SmartMoney, недавно «подрядившийся» читать курс лекций на том же факультете журналистики пишет в своем онлайн-дневнике: «Я-то думал, что, может, соблазню кого-то заняться собственно журналистикой. Для затравки рассказывал про расследования — как Wall Street Journal разрыл Enron, как Булат Столяров в "Ведомостях" вскопал рынок роскоши, как Павел Хлебников писал про Березу и про Мордашова... Короче, вещи, после которых или Пулитцер, или пуля. Ну или всякие возможны варианты в нашей разнообразной жизни: Столяров-то теперь всякие национальные программы пишет... Реально интересно было, может, пяти из пятнадцати».
Отсутствие интереса к занятиям и апатия — распространенные «заболевания» в молодежной среде. Кроме того, недавние абитуриенты не очень привычны к серьезным занятиям, а старшекурсникам некогда — многие из них уже работают. Правда, от занятия к занятию аудитория наполняется все больше: сработало «сарафанное радио», да и объявления о темах семинаров и о лекторах регулярно появляются в популярном у студентов «Живом журнале». Практиков медиарынка студентам факультета журналистики удается встретить в лекционных залах, увы, не так часто. Да и любой практикующий журналист с удовольствием послушал бы своих коллег. Где еще в рамках одного курса можно узнать о том, как придумывать оригинальные заголовки, кто сегодня принимает решения на телевидении, как появился инфотеймент, почему слухи о вездесущей государственной цензуре несколько преувеличены, как писать тексты для бизнес-изданий, что такое визуальная журналистика и т.д.? Семинары и мастер-классы спецкурса ведут директор дирекции праймового вещания НТВ Николай Картозия, создатель «Программы максимум» Сергей Евдокимов, главный редактор телеканала «Муз-ТВ» Алексей Остудин, звезда радио и руководитель редакции информационно-развлекательного контента ОАО «Вымпелком» Александр Абрахимов, ведущий Первого канала Петр Марченко, зам. главного редактора журнала «Индустрия рекламы» Феликс Верб и другие.
Почему же такие курсы до сих пор не стали частью обязательной программы журфаков? Университетское образование сегодня несколько отстает от практики, но это объясняется его спецификой: до появления в учебном плане любая, даже самая актуальная программа должна пройти ряд необходимых согласований, которые, естественно, затягивают процесс. Этим и объясняется стартовая форма проекта — спецсеминар на журфаке МГУ, позволяющий «обкатать» новые темы, направления, которые затем смогут вырасти в отдельные учебные дисциплины.
Приятно констатировать, что «бурный» этап самодеятельности в сфере образования уже проходит. Медиарынок и его участники подходят к тому, чтобы активно участвовать в подготовке специалистов для практической работы в отрасли. Недавно в рамках выставки «Издательский бизнес-2006» прошел круглый стол по медиаобразованию. Его участники пришли к выводу, что издателям пора создавать реестр профессий, существующих сегодня на рынке, чтобы вузы потом смогли сформировать соответствующие учебные программы. А на днях Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям устроило заседание своей коллегии по медиаобразованию.
В общем, вопрос как никогда актуален, а студенческая пассивность пока вгоняет практиков в такую же скуку и апатию. Однако слабый интерес студентов — не показатель. Потребность в обучении и общении с профессионалами у современных журфаковцев есть. А наша общая с практиками рынка задача — возбудить их желание.
Антон Назаров, преподаватель факультета
журналистики МГУ, член совета МОП
(antonnazarov@yandex.ru) | для <акция.карьера>
|
|
|